ХРУСТАЛЬНАЯ СКАЗКА
ИМПРЕССИЯ БЕЗ ХЕППИ-ЭНДА
Московский театр «ТриЛика» - один из тех камерных театров кукол, что могут играть свои спектакли в детских садах и школах, они не приглашают зрителей в гости. А приезжают сами и устраивают праздник. В труппе всего два актёра - Елена Мартынова и Виктор Драгун; декорации по преимуществу мобильны; в репертуаре самые разнообразные сказки для всех возрастов. Спектакли подобных театров, не в обиду им будет сказано, зачастую похожи друг на друга. Зарабатывая себе на хлеб поделками для детей, трудно экспериментировать. Да и финансовые трудности не дают возможности найти время и ресурсы для подлинного творчества. Творчества настоящего, с правом на ошибку, с естественным желанием меняться. И вот, вопреки всем внешним условиям, начиная работу над новым спектаклем, «ТриЛика» рискнули.
Известно, что родители ведут своих детей на знакомое название, что лучше других спектаклей в любом уголке нашей страны продаются билеты на «Машеньку и медведя» и «Трёх поросят». В числе лидеров уверенные позиции держит также и «Золушка». Однако создателей последней премьеры театра «ТриЛика» переименовали любимую историю в «Хрустальную сказку», тем самым предупреждая будущих зрителей о том, что актёры на сцене будут фантазировать на знакомые темы. К слову, о создателях. Впервые в российском камерном семейном театре работала международная постановочная команда. Автор либретто и режиссёр-постановщик - Эва Пиотровска из Польши, художник-постановщик - Юлия Скуратова (Литва). Оттуда же была приглашена и композитор Снеголе Дикчюте, а хореографию сочинила Светлана Бандалетова - единственная представительница России.
Тут должно появиться очередное пояснение, ещё одно «к слову». И слово это «либретто». Надо сказать, что спектакль «Хрустальная сказка» идёт как раз без слов. Для России подобные работы ещё в новинку, слишком уж ценна вербальная информация в отечественном театре. Многие постановщики так и говорят, что в их спектаклях «рассказывают сказку». Здесь же историю Золушки прежде всего показывают.
Начинается всё как моноспектакль актрисы. Любуясь красивой рукодельной тряпичной куклой, она мечтает о свадьбе и счастье для себя и своей маленькой героини. В минуту грусти на помощь актрисе приходит зритель из зала. Робкий мужчина пытается приободрить исполнительницу, демонстрируя ей чудеса театра, на сцене которого оживают самые неожиданные предметы.
Золушка так и окажется единственной куклой в этом спектакле. В королевскую чету превратятся стеклянные графины, а в роли мачехи и её дочерей выступят ящички из старинного бюро. Как собственно и пристало «Золушке», в которой фея превращает в людей самых невероятных претендентов на кучера и лакеев. Превращений в спектакле предостаточно. Скромная домашняя обстановка вместе с героиней стремится стать счастливой и расцветает на глазах. Даже туфелька актрисы превращается в воздушный корабль для придворных, так она стремится к полёту.
Театр «ТриЛика» определил жанр спектакля как «импрессию». Понятие, на первый взгляд, недетское. Но с другой стороны, когда ещё и получать эти самые впечатления, как не в юном возрасте. Ведь именно малыши умеют с помощью фантазии превращать обычные вещи в сказку. И бал для них бывает куда чаще, чем для взрослых. Елена Мартынова и Виктор Драгун разыгрывают одновременно смешную и грустную сцену сбора на бал. Перед выходом в свет тщательно, но второпях проверяется каждая деталь. В ход идут все «придворные», одеколоны, духи, дезодоранты. К встрече с принцем/принцессой надо быть всегда наготове.
И при этом финал у спектакля несчастливый. Принц и Золушка нашли друг друга, они будут вместе: куклы красиво кружатся в танце на патефонной пластинке. Но это в сказке, а что в жизни? В руках актёра-мужчины появляется кольцо. Ещё секунда и оно окажется на пальце актрисы, помолвка состоится. Но он кладёт его к ногам прекрасных кукольных новобрачных и торопливо покидает зал. Почти по Гоголю.
Алексей Гончаренко
(журнал «Страстной бульвар»)